Советы водителям
Теперь поиграем по нашим правилам - заставим систему поработать на "переставке". Стандартный тест на управляемость покажет возможности объезда неожиданно возникшего препятствия. Предполагается, что водитель уходит от столкновения на соседнюю полосу и останавливается там.
Вначале на "льду". Водитель "вступает" за 15 м до препятствия. При фиксированных расстояниях требуется выполнить маневр на максимально возможной скорости.
Результат на сей раз не в пользу современной электроники. Работая только рулем (не касаясь педали тормоза), водитель сумел выполнить маневр на скорости 43,2 км/ч. Если пытаться, подобно Юлию Цезарю, делать сразу несколько дел, в данном случае - рулить и тормозить, цифры хуже. С подключенной АБС - 35,6 км/ч, а с торможением "по-хитрому", но без электроники - 35,4 км/ч.
Основная проблема при торможении в том, что машина, спрямляя траекторию, врезается в препятствие. К счастью, здесь это резиновые конусы. Выходит, на голом льду выгоднее объезжать препятствие, не пытаясь тормозить - даже на машине с АБС. На всякий случай проверили, что будет, если дистанцию увеличить до 20 м. Результат, в общем, тот же, хотя различия в способах прохождения уже менее заметны. Только руль - 50 км/ч, руль плюс тормоз - 48 км/ч.
Попробуем на асфальте . ого, а здесь-то картина меняется. На тех же 20 метрах при большем коэффициенте сцепления АБС отрабатывает нормально. В обоих вариантах скорость составила около 85 км/ч. Выходит, система не очень любит лед?
Перед тем как поставить точку в этой части теста, обратим внимание, что даже при недостаточной эффективности АБС на скользком покрытии есть выигрыш - в характере поведения автомобиля. При объезде препятствия без торможения водитель вынужден долго бороться с колебаниями машины. Если же объезжать и тормозить (АБС - задействована), ловить ее несколько проще и, в конечном счете, останавливается она на соседней полосе раньше.
Автомобиль, как известно, не любит слишком резких действий водителя. Может, и АБС тоже? Попробуем вместо "переставки" другой маневр - вход в поворот. Здесь занос задка, снос передней оси или боковое скольжение всех колес происходят после плавных, если не сказать - нежных действий водителя. Не угадал скорость на входе в поворот - машина не впишется.
Смоделируем ситуацию, когда водитель, войдя в поворот постоянного радиуса, не рассчитал скорость. Он может просто отпустить газ и, работая рулем, пытаться описать дугу в пределах своей полосы или же привлечь в помощь тормозную систему, с АБС или без нее. Итого . правильно, три варианта.
Мокрый асфальт, радиус поворота 35 м, водитель работает только рулем . 67 км/ч. При увеличении скорости машину выносит из поворота.
То же, но с торможением в повороте без АБС - 69 км/ч. Быстрее поедешь - или снесет, или, если колеса заблокируются, вообще понесет прямо, а не по дуге. Скорее всего, еще и крутанет.
Теперь с АБС . 79 км/ч. Вот это неплохо. Без резких маневров у АБС и впрямь получается лучше.
Повторяем эксперимент на "льду", радиус поворота уже 50 метров. Вход без торможения - 61 км/ч, с торможением без АБС - 69, с АБС - 75. На "льду" выигрыш электроники у человека меньше, чем на асфальте. Знать, и вправду АБС не любит чересчур скользких покрытий. Как и резких движений.
Если у современной АБС так много достоинств и почти нет недостатков, почему асы ее недолюбливают? Оказывается, за то, что ухитряется ограничивать водителя в экстренной ситуации.
Известно, что подготовленный пилот использует педали тормоза и газа не только для торможения и разгона, но и для управления машиной. У спортсменов арсенал таких приемов весьма широк - не все даже можно описать словами. Поэтому рассмотрим всего один, наиболее простой.
Даже тренированный водитель иногда "теряет" машину. Скажем, неожиданно возникает занос - и автомобиль разворачивается поперек движения. Если ничего не предпринять, через мгновение колеса уцепятся за дорогу и потянут машину в сторону. Один из способов выйти из сложной ситуации (не утверждаем, что лучший) - ударить по тормозам (буквально). Кратковременная блокировка колес может погасить интенсивность вращения, а длительная - заставит автомобиль продолжить вращение, сохранив при этом первоначальное направление движения. Проще: машина с заблокированными колесами будет вращаться вокруг оси, но двигаясь прямо и не уходя с дороги. Водитель поопытнее может отпустить тормоз после первого полного оборота и двигаться дальше в нужном направлении. Не очень опытный - продолжит крутиться до полной остановки, оставаясь на дороге. Но все это справедливо, только когда АБС отсутствует.
Актуальное на сайте:
Ремонтно-технологическая часть
Характеристика автомобиля
Рис.1 Габаритные размера машины
Таблица 1 Параметры автомобиля ВАЗ
1.2 Назначение, характеристика и устройство механизма
газораспределения автомобиля ВАЗ 2106
Распределительный механизм двигателя служит ...
Определение основных строительных размеров
производственных участков и отделений мастерских депо
Расчёт площади профилактория производится по возможности пропуска троллейбусов, находящихся в движении, через ЕО.
Время работы одной смены бригады ЕО в депо составляет Т = 10,5 ч. Время, затрачиваемое на обслуживание одного троллейбуса н ...
Отказы машин и их элементов
Одним из основных понятий теории надежности машин является понятие отказа. Отказом называют такое состояние объекта, при котором он полностью или частично теряет свою работоспособность и не может выполнять заданные функции с параметрами, ...