Характерные неисправности и износы элементов конструкции
Дефект или поломка. |
Характер нагрузки. |
Вид износа. |
Последствия возникновения дефекта. | ||
1. |
2. |
3. |
4. | ||
1.Трещины поперечные и косые: а)на любой части оси (кроме подступичной) независимо от срока службы, а также в подступичной част оси при сроке службы более 10 лет. б)на подступичной части оси при сроке службы менее 10 лет |
Механический |
Абразивный |
а)Ось бракуется, если после обработки (точение и шлифовка) в пределах допуска трещины остаются. б)Устранить обточкой, если глубина трещины не превышает 2 мм. Об точку производить не менее, чем на 0,5 мм в глубину за пределы трещины с последующей проверкой оси магнитным дефектоскопом и упрочнением накаткой. При большей глубине трещины ось бракуется. | ||
2.Трещины и плети продольные: а) на средней части оси б) на других частях оси |
Механический |
Абразивный |
а)Не допускаются. Колёсную пару, имеющую на средней части оси продольную трещину или плену, изъять из эксплуатации и отправить в ремонт. В ремонтном пункте продольные трещины или плены исследовать вырубкой канавочником до полного их исчезновения. Ось бракуется, если: глубина вырубки на средней части превышает 4.0 мм; количество вырубок в любом месте в средней части оси более трех, а общая длина всех вырубок глубиной более 1,0 мм превышает 1000 мм. Вырубки глубиной до 1,0 мм не учитываются. Вырубку трещин или плен производить только в направлении длины их залегания без резких переходов с гладким выводом кромок и разделкой по ширине, равной трехкратной глубине вырубленного слоя. б)Независимо от количества и размеров не допускаются. Устраняются обточкой. | ||
3.Волосовины а) на галтелях оси б) на цилиндрических поверхностях шеек оси в) на под ступичной, предподступич-ной и средней частях оси |
Механический |
Абразивный |
а)Не допускаются. Устранить обточкой в пределах допустимою ремонтного размера между галтелями с последующим упрочнением. б) Не допускаются и устраняются обточкой, если общее количество их более четырех и в любом поперечном сечении более двух или если длина отдельной волосовины превышает 10,0 мм. Волосовины длиной до 2,0 мм на шейках осей локомотива при нескученном и нестрочечном их расположении не учитываются в)Не допускаются и устраняются обточкой, если в любом поперечном сечении их более двух или если длина отдельной волосовины превышает 15,0 мм на подступичной части или предподступичной части и более 25,0 мм на средней части. | ||
4.Темновины и светловины в любой части оси. |
Механический |
Абразивный |
Допускаются, но без каких бы то ни было признаков расслоения металла. | ||
5. Риски поперечные на шейках оси с подшипниками скольжения |
Механический |
Абразивный |
В эксплуатации допускается оставлять без исправления мелкие, без острых кромок поперечные риски до первой выкатки колёсной пары. При выкатке устранить обточкой или шлифовкой. | ||
6. Забоины, задиры на предподсту-пичных частях и на шейках оси с подшипниками скольжения |
Механический |
Абразивный |
Колёсную пару изъять из эксплуатации. Шейки и предподступичные части обработать на станке до полного устранения задиров и забоин. | ||
7. Риски, задиры, забоины и коррозия на шейках и предподступичных частях осей с подшипниками качения: а) риски и задиры поперечные на шейках б) риски и задиры продольные на шейках и предподступичных частях в) забоины на шейках и предподступичных частях г) коррозия на шейках и предподступичных частях |
Механический |
Абразивный |
а)Риски и задиры глубиной до 0,5 мм не ближе 100 мм и глубиной до 1.5 мм не ближе 160 мм от предподступичной части оси зачистить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. Площадь зачистки не должна превышать 15 % посадочной поверхности подшипника. После зачистки шейки продефектоскопировать. При больших размерах повреждения ось бракуется б)Риски и задиры на шейках глубиной до 0,5 мм не более трех не ближе 50 мм от торца галтели, а на предподступичных частях глубиной до 1,0 мм без ограничения количества зачистить вдоль оси шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. При больших размерах дефекта ось бракуется. в)Острые края забоин глубиной до 0,8 мм не ближе 60 мм от горна галтели, обшей площадью до 50 мм2 на шейках и глубиной до 1,0 мм на предподступичных частях обшей площадью до 50 мм2 разрешается притупить, не оставляя выступов над поверхностью. После исправления шейки и предподступичной части продефектоскопировать. При больших забоинах ось бракуется. г)Коррозию устранить шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6 с применением масла. На глубокую очечную коррозию допуски, как и на забоины. | ||
8. Потёртость, забоины на средний части оси |
При потёртости более допустимого значения, ось бракуется. При потёртости в пределах допуска выполнить плавный переход от протёртого места к образующей оси. Допускаются забоины глубиной до 2 мм, обшей площадью до 100 мм2, с зачисткой острых кромок. | ||||
9. Диаметр шеек менее допустимого |
Ось бракуется. Буксовые шейки восстанавливают по отработанной и утверждённой технологии, обеспечивающей достаточную усталостную прочность оси | ||||
10. Смятая или изношенная резьба на колёсных парах с подшипниками качения: а) на конце оси б) на торце оси под болты |
а)Разрешается оставлять в эксплуатации при обыкновенном освидетельствовании колёсные пары, имеющие сорванную резьбу не более 15 % рабочей длины на каждом конце оси, соответственно при полном освидетельствовании – 5 %. При большем значении повреждения, резьбу сточить, место наплавить и нарезать новую резьбу. б)Дефектную резьбу срезать, отверстия заварить, просверлить вновь и нарезать новую резьбу. | ||||
11. Забитые и разработанные центровые отверстия оси |
Восстановить до чертёжных размеров электронаплавкой с последующей механической обработкой. | ||||
12.Отсутствие или неясность клейм формирования |
Номер оси восстановить по паспорту, произвести полное освидетельствование оси. | ||||
13. Неясности клейм последнего полного освидетельствования |
Колёсной паре произвести полное освидетельствование | ||||
14. Следы электродугового ожога |
Механический |
Абразивный |
Следы электродугового ожога на средней части оси (свободной от опорных и посадочных поверхностей) удалить зачисткойс плавным переходом к остальной поверхности с последующей шлифовкой и проверкой магнитным дефектоскопом. При следах ожога на других частях ось бракуется. | ||
15. Риски и задиры торцах оси с торцевым упором скольжения |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой | ||
16. Риски и задиры на подступичной части оси |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой в пределах допустимого ремонтного размера с последующими дефектоскопией и упрочнением | ||
НЕИСПРАВНОСТИ БАНДАЖЕЙ И ОБОДЬЕВ | |||||
1.Трещины поперечные или косые независимо от размера, количества и места расположения |
Бандаж бракуется. Допускается устранить обточкой термические трещины на вершине гребня глубиной до 5,0 мм со снятием металла за её пределы на глубину 1,5 – 2,0 мм. | ||||
2. Трещины и плены продольные: а)на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса, поверхности гребня и внутренней боковой поверхности б)на наружных боковых гранях бандажа или обода цельнокатаного колеса в) на внутренней поверхности бандажа и в выточке для бандажного кольца |
Механический |
Абразивный |
а)Устранить обточкой на станке до полного исчезновения б)Устраняется вырубкой или шлифовальной машинкой с плавным переходом к основной поверхности бандажа или обода. Глубина вырубок допускается не более 5,0 мм. Общая длина вырубок на одном бандаже или ободе цельнокатаного колеса не должна превышать 300 мм. Количество вырубок в одном поперечном сечении не должно быть более двух у бандажей. в)Бандаж бракуется | ||
3.Раковины на поверхности катания бандажа или обода цельнокатаного колеса |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения | ||
4.Выщербины на поверхности катания бандажа, обода цельнокатаного колеса |
Механический |
Абразивный |
Разрешается оставлять без исправления до первой пары: длиной не более 10,0 мм, глубиной не более 3,0 мм. Выщербины больших размеров устраняют обточкой.выкатки или обточки колёсной | ||
5.Сколы, выкрашивания, выщер-бины, раковины, уходящие под упорный бурт или бандажное кольцо (независимо от размеров |
Колёсная пара бракуется | ||||
6.Задир у подножья рабочей части гребня |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения | ||
7.Задир бандажа в районе круга катания (независимо от размеров) |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения | ||
8.Ползун (выбоина) на поверхности катания бандажей или цельнокатан ных колёс более допустимого значения |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой. | ||
9.Ослабление бандажа на ободе центра, определяемое по звуку при ударе по бандажу слесарным молот ком или по взаимному смещению контрольных отметок на бандаже и ободе |
Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу подтверждает его ослабление, устранить сменой бандажа. Если при сдвиге контрольной отметки звук при ударе по бандажу не подтверждает его ослабление и бандажное кольцо не ослабло, разрешается дальнейшая эксплуатация. При этом против отметки на бандаже поставить новую отметку на ободе с записью в журнал технического состояния локомотива (формы ТУ-152) и книгу ремонта (формы ТУ-28). а старую зачеканить. При повторном сдвиге бандажа, даже без признаков его ослабления, вторичное перенесение отметки не допускается. Бандаж подлежит замене. На первом виде ремонта, предусматривающего выкатку колёсной пары из-под ТПС, бандаж подлежит замене | ||||
10.Прокат (высота гребня) бандажей или цельнокатаных колёс более допустимого |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полной ликвидации проката и до ведения высоты гребня до чертёжных размеров | ||
11.Местное или по всему кругу ката -ния увеличение ширины бандажа или обода цельнокатаного колеса более допустимого |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения | ||
12.Толщина гребня менее допустимого значения |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения При ремонте в депо гребень разрешается восстанавливать электронаплавкой с последующей обточкой на станке. | ||
13.Вертикальный подрез гребня |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения | ||
14.Остроконечный накат на гребне |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке или при помощи переносного суппорта. | ||
15.Опасная форма гребня, измеряемая специальными шаблонами |
Механический |
Абразивный |
Устранить механической обработкой | ||
16.Толщина и ширина бандажа или обода цельнокатаного колеса менее допустимых значений |
Бандаж или цельнокатаное колесо бракуется | ||||
17.Навар метала на поверхности катания |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке до полного исчезновения | ||
18.Ослабление бандажного кольца более допустимых размеров |
Не допускается. Устранить путем замены бандажного кольца или обжатием прижимного бурта бандажа на вальцовочном станке, пневматическим молотком с обжимкой или кувалдой под гладилку. До обжатия прижимного бурта бандаж нагреть до 220 – 270 °С. | ||||
19.Толщина прижимного и упорною буртов бандажа менее допустимого значения |
. |
Бандаж бракуется | |||
20.Зазор между боковой гранью обода и упорным буртом бандажа |
Допускается не более 0.5 мм по всей окружности на глубину не более половины высоты бурта. При больших размерах бандаж бракуется | ||||
21.Разность, расстояний между внутренними гранями бандажей у одной колёсной пары более допустимого значения или несоответствие этих расстояний установленным нормам (измерять у не |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой или сменой бандажей, перепрессовкой центров и цельнокатаных колёс, перенасадкой бандажей с наплавкой и последующей обработкой боковых граней обода, сменой оси при ее изогнутости. | ||
подкаченной колёсной пары в четырех местах в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через центр оси) | |||||
22.Высота гребня, меньше установленных нормативов. |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой на станке, доведя размеры до чертежных. | ||
Неисправности колесных центров и зубчатых колес. | |||||
1.Ослабление колёсного центра или цельнокатаного колеса на оси |
Колёсную пару с явными признаками ослабления (сдвиг центра или колеса вдоль образующей оси или в окружном направлении) изъять из эксплуатации. За колёсной парой, находящейся в эксплуатации, с выступающей смазкой, ржавчиной или трещинами краски в местах соединения центра с осью без явных признаков ослабления установить особое наблюдение. При полном освидетельствовании при выступающей смазке, ржавчине и трещинах краски в местах соединения центра с осью плотность посадки центра на оси опробовать на прессе на максимальное давление, установленное для запрессовки. Опробование на прессе производить в направлении от середины оси к её концу. | ||||
2.Ослабление зубчатого колеса на удлиненной ступице колёсного центра или на оси |
Колёсную пару изъять из эксплуатации для перенасадки зубчатого колеса. | ||||
3.Трещины в ступице |
Центр или зубчатое колесо бракуются. | ||||
4.Трещины в ободе или спице центра колёсной пары |
Колёсную пару, имеющую хотя бы одну трещину в спице или ободе, изъять из эксплуатации. В ремонтном пункте в соответствии с требованиями действующих Инструктивных указаний по сварочным работам при ремонте электровозов (ЦТтеп/251) трещины заварить или забраковать центр. | ||||
5.Допуск непостоянства диаметра в поперечном и продольном сечениях обода колёсною центра более допустимых значений |
Механический |
Абразивный |
Устранить обточкой или наплавкой с последующей механической обработкой. | ||
6.Диаметр или ширина обода менее допустимых значений |
Механический |
Абразивный |
Восстановить наплавкой с последующей обработкой. | ||
7.Плены, закаты, раковины, засоры и другие пороки в дисках колёсных центров |
Устранить согласно действующих стандартов, технических условий на поставку центров. | ||||
8.Задиры, черновины, раковины и засоры на внутренней обработанной поверхности отверстия ступицы колёсною центра и центра зубчатого колеса |
Механический |
Абразивный |
Устранить расточкой или наплавкой с последующей обработкой, согласно действующих стандартов, технических условий на поставку центров и зубчатых колёс. | ||
9.Износ внутренней торцовой поверхности ступиц колёсных центров и зубчатых колёс локомотивов более допустимого значения |
Механический |
Абразивный |
Восстанавливать наплавкой с последующей обработкой до чертёжных размеров. При ремонте колёсных пар с внутренними буксовыми и моторно-осевыми шейками без выпрессовки оси разрешается приварка к ступице разрезной шайбы толщиной не менее 8 мм с последующей обработкой на станке до чертёжных размеров | ||
10.Износ наружной торцовой поверхности ступицы колёсных центров локомотивов под антифрикционный диск более допустимого значения |
Механический |
Абразивный |
Произвести выпрессовку оси и восстановить ступицу наплавкой с последующей обработкой на станке до чертёжных размеров | ||
11.Износ посадочной поверхности удлиненной ступицы колёсного центра под зубчатое колесо |
Механический |
Абразивный |
Произвести выпрессовку оси и восстановить ступицу наплавкой с последующей обработкой на станке до чертёжных размеров | ||
12.Излом зуба |
Зубчатое колесо бракуется | ||||
13.Вмятины, раковины, выкрошившиеся места на поверхности зуба более допустимого значения |
Разрешается оставлять в работе зубчатые колёса (венцы), если глубина раковин, вмятин и выкрашиваний не превышает 2,0 мм (отдельных до 3,0 мм), а общая площадь на зубе прямозубой и на головке зуба косозубой передачи составляет в эксплуатации не более 25 % рабочей поверхности, при обыкновенном освидетельствовании – не более 10 % и при полном освидетельствовании – не более 5 %, а на ножке зуба косозубой передачи соответственно 60 % и 40 % | ||||
14.Отколы на поверхности зуба (от торца) |
Разрешается оставлять в эксплуатации и при обыкновенном освидетельствовании зубчатые колёса (венцы), если отколотые места имеют длину не более 15 мм и глубину не более 3,0 мм, а при полном освидетельствовании – 10 мм и не более 2,0 мм. Заусенцы и острые кромки закруглить. | ||||
15.Трещины во впадинах зубчатых колёс (венцах) |
Зубчатое колесо (венец) бракуется. При обыкновенном и полном освидетельствовании бракуются колёса и венцы: с трещинами на переходных поверхностях длиной более 25,0 мм; — с трещинами, выходящими на торец, глубиной более 2.0 мм; — с трещинами любых размеров, развивающимися с обеих сторон зуба (встречные трещины); — при наличии трещин более, чем на 25 % зубьев. Остальные виды трещин разрешается выводить местной зачисткой с соблюдением требований н. 6.4.5 с последующей проверкой зубчатого колеса магнитной дефектоскопией. Глубина выемок от местной зачистки трещин не более 3,0 мм на зубьях без поднутрения и не более 2,5 мм на зубьях с поднутрением. | ||||
16.Ослабление или сдвиг венца с жёсткой посадкой на центре зубчатого колеса |
Допускается однократный сдвиг. При повторном сдвиге колёсную пару изъять из эксплуатации. | ||||
17.Ослабление болтов крепления венцов зубчатых колёс |
Болты заменить. Разрешается увеличить диаметр отверстия во фланце центра и зубчатом венце не более чем на 2 мм с постановкой соответственно увеличенных призонных болтов. | ||||
При ослаблении более четырех болтов зубчатого венца или более трех болтов подряд все болты заменить новыми следующей градации с проверкой отверстий развёртками. | |||||
18.Уменьшение толщины зуба, измеряемое по делительной окружности, более допустимого |
Зубчатое колесо бракуется | ||||
19.Поверхностная и точечная коррозия дорожки качения зубчатого венца для упругого зубчатого колеса (УЗК) |
Зачистить поверхность дорожки качения. При этом, радиальный зазор между венцом или ступицей и роликами не должен превышать 1 мм. | ||||
20.Шелушение металла, выкрашивание дорожки качения зубчатого ненца |
То же | ||||
21.Поверхностная и точечная коррозия дорожки качения ступицы |
То же | ||||
22.Шелушение металла, выкрашивание дорожки качения ступицы. |
Зачистить поверхность дорожки качения. При этом, радиальный зазор между венцом или ступицей и роликами не должен превышать 1 мм. | ||||
23.Рифление дорожки качения зубчатого венца. |
То же | ||||
24.Рифление дорожки качения ступицы. |
То же | ||||
25.Трещины диска тарелки. |
При наличии трещин тарелка бракуется | ||||
26.Трещины диска ступицы. |
То же | ||||
27.Трещины и разрыв стопорного кольца по отверстию. |
Восстановить электросваркой в местах разрыва и трещин, зачистить места сварки | ||||
28.Деформация стопорного кольца. |
Выправить стопорное кольцо | ||||
29.Местная выработка (износ) стопорного кольца. |
Местную (торцовую) выработку на внутренних поверхностях ограничительных колец, превышающую 1,5 мм, устранить наплавкой с последующей зачисткой. | ||||
Актуальное на сайте:
Расчёт транспортных средств
Для перевозки материалов выберем автомобиль КАМАЗ-4310 грузоподъёмностью 10 тонн, со средней скоростью движения 40 км/ч.
Расчёт транспортных средств производится по следующей формуле:
,
где t – продолжительность рейса, рассчитывается п ...
Расчет численности
ремонтно-обслуживающего персонала
Технологически необходимое количество рабочих, непосредственно обеспечивающее выполнение годового объема работ по ТО и ТР
чел (2.2)
где Тг – годовой объем работ, чел.-ч;
Фт – годовой фонд времени технологически необходимого рабочего п ...
Мероприятия по технике безопасности
Основной задачей ТБ является предотвращение работающих от опасных производственных факторов, которые приводят к травмированию.
Проектом предусмотрено установка электросветильных установок люминесцентного освещения, также предусмотрено со ...