Школа профессора Я.Е. Фаробина

Информация » История советского автомобилестроения » Школа профессора Я.Е. Фаробина

Страница 1

Современное развитие отечественной автомобильной науки характеризуется различными теоретическими направлениями. Одним из основополагающих является теория автомобиля.

Родоначальником теории автомобиля является академик А.Е. Чудаков, который создал ряд научных школ в различных вузах, НИИ, в том числе в МАДИ кафедру «Автомобили». Однако наиболее мощной из них являлась школа Г.В. Зимелева в Военной академии бронетанковых войск, воспитавшая целую плеяду известных ученых-автомобилистов в нашей стране. В 60–70 гг. некоторые из них после демобилизации перешли работать в МАДИ, в том числе на кафедру автомобилей. К ним принадлежат профессора А.К. Фрумкин, А.С. Литвинов, Я.Е. Фаробин, Н.Н. Вишняков, доценты Л.Ф. Рудаков, А.И. Мамлеев, А.Ф. Мащенко, способствующие укреплению кафедры и повышению ее научного уровня.

Теория является высшей и самой развитой формой организации научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существующих связях какого-либо объекта действительности – в данном случае автомобиля. Теория автомобиля имеет два взаимосвязанных аспекта развития. Применительно к автопромышленности она определяет пути совершенствования и развития конструкций автомобилей, а применительно к эксплуатации автомобилей теория должна обеспечить оценку эксплуатационных свойств и качества автомобилей, а также пути повышения их эффективности.

Начиная с момента прихода в МАДИ в 1976 году Я.Е. Фаробин возглавил именно это второе направление. Вместе с ним в его группу постоянно входили В.А. Кравцева, А.М. Иванов и А.Н. Солнцев. Кроме этого за период 1976–1996 гг. под руководством Я.Е. Фаробина выполняли научные исследования по отдельным вопросам оценки эксплуатационных свойств и путей повышения эффективности свыше 30 аспирантов и преподавателей, большинство из них защитили кандидатские диссертации, две докторские. Таким образом, возникла и развилась научная школа Я.Е. Фаробина.

Созданию первоначального научного направления послужила необходимость постановки развития новой специализации кафедры «Специализированный подвижной состав», возникшей по инициативе ректора МАДИ Л.Л. Афанасьева в 1976 году, руководство которой было поручено Я.Е. Фаробину. Как известно, специализация автотранспортных средств является одним из мероприятий повышения их эффективности, поэтому постановка этой специализации и явилась началом разработки проблемы эффективности и качества автотранспортных средств.

Результаты проведенных научных работ и исследований позволили обеспечить эту специализацию обоснованным учебным планом и всеми необходимыми учебными пособиями, написанными представителями школы.

По этой специализации, начиная с 1977 года и по настоящее время, кафедра ежегодно выпускает соответствующих специалистов. К наиболее значительным трудам, относящимся к этому направлению, помимо статей и учебных пособий, изданных в МАДИ, относятся: «Теория движения специализированного подвижного состава», издан в Воронежском университете в 1981 г., авторы Я.Е. Фаробин, В.А. Овчаров, В.А. Кравцева, «Оценка эксплуатационных свойств автопоездов для междугородных перевозок», авторы Я.Е. Фаробин, В.С. Шупляков (М.: Транспорт, 1983).

Наиболее значительным научным направлением, решенным в теоретическом отношении, явилась разработка важной практической прикладной проблемы – возможности и целесообразности использования трех- и четырехзвенных автопоездов в нашей стране.

Возникшая по инициативе снизу (на уровне автопредприятий и отдельных энтузиастов-водителей) эксплуатация трехзвенных автопоездов комплектацией из существующих автомобилей-тягачей и обычного прицепного состава путем простой сцепки звеньев не привела в должному эффекту и фактически дискредитировала себя. В то же время было известно, что в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах успешно применяются трех- и четырехзвенные автопоезда общей массой 100 и более тонн.

По инициативе МАДИ (в лице школы Я.Е. Фаробина), поддержанного Главмосавтотрансом, при участии НАМИ, центрального автополигона, ГАИ, и особенно с помощью МАЗа, была проведена большая научно-исследовательская и проектная работа, включавшая значительную экспериментальную часть. Теоретическим достижением этой работы явилось создание теории движения трехзвенных автопоездов и на ее основе разработка необходимых мероприятий и условий, обеспечивающих рациональность применения этой идеи.

В книге «Трехзвенные автопоезда» (Я.Е. Фаробин, А.М. Якобашвили, А.М. Иванов, В.С. Олитский, Ю.А. Самойленко Под общей ред. Я.Е. Фаробина. – М.: Машиностроение, 1993. -224 с.) впервые в стране решены все необходимые вопросы для успешной реализации этой проблемы.

Последние разработки школы относятся к повышению конструктивной эффективности автомобильного транспорта в конкретных условиях эксплуатации (дорожных, транспортных, природно-климатических, экономических). Этой проблеме посвящена докторская диссертация А.М. Иванова, успешно защищенная в марте 1996 года.

Страницы: 1 2

Актуальное на сайте:

Составление технологической карты
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты. На основании этих технологических карт определяется объем работ по техническим ...

Определение числа технических воздействий на автомобиль, группу автомобилей и весь парк за год
Годовой пробег группы автомобилей j–ой модели определяется по формуле: , (2.9) где – число дней работы автомобиля на линии в год. Для 1ой группы: км. Для остальных групп результаты расчета приведены в таблице 2.6. Число технических ...

Определение контингента монтеров пути для текущего содержания приемо–отправочных и прочих станционных путей
Норма расхода рабочей силы по текущему содержанию приемо-отправочных и прочих станционных путей определяется по таблице №2 в приложении №1 к приказу 8Ц. Эти нормы определяются по зависимости от типа рельсов и материала шпал. Рельсы типа Р ...

Автомобильные дизельные топлива

Для автомобильных дизельных двигателей выпускаются топлива на базе керосиновых, газойлевых и соляровых дистилляторов прямой перегонки нефти. Для снижения содержания серы используют гидроочистку и депарафинизацию.

Продолжить чтение »