Школа профессора Я.Е. Фаробина
Современное развитие отечественной автомобильной науки характеризуется различными теоретическими направлениями. Одним из основополагающих является теория автомобиля.
Родоначальником теории автомобиля является академик А.Е. Чудаков, который создал ряд научных школ в различных вузах, НИИ, в том числе в МАДИ кафедру «Автомобили». Однако наиболее мощной из них являлась школа Г.В. Зимелева в Военной академии бронетанковых войск, воспитавшая целую плеяду известных ученых-автомобилистов в нашей стране. В 60–70 гг. некоторые из них после демобилизации перешли работать в МАДИ, в том числе на кафедру автомобилей. К ним принадлежат профессора А.К. Фрумкин, А.С. Литвинов, Я.Е. Фаробин, Н.Н. Вишняков, доценты Л.Ф. Рудаков, А.И. Мамлеев, А.Ф. Мащенко, способствующие укреплению кафедры и повышению ее научного уровня.
Теория является высшей и самой развитой формой организации научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существующих связях какого-либо объекта действительности – в данном случае автомобиля. Теория автомобиля имеет два взаимосвязанных аспекта развития. Применительно к автопромышленности она определяет пути совершенствования и развития конструкций автомобилей, а применительно к эксплуатации автомобилей теория должна обеспечить оценку эксплуатационных свойств и качества автомобилей, а также пути повышения их эффективности.
Начиная с момента прихода в МАДИ в 1976 году Я.Е. Фаробин возглавил именно это второе направление. Вместе с ним в его группу постоянно входили В.А. Кравцева, А.М. Иванов и А.Н. Солнцев. Кроме этого за период 1976–1996 гг. под руководством Я.Е. Фаробина выполняли научные исследования по отдельным вопросам оценки эксплуатационных свойств и путей повышения эффективности свыше 30 аспирантов и преподавателей, большинство из них защитили кандидатские диссертации, две докторские. Таким образом, возникла и развилась научная школа Я.Е. Фаробина.
Созданию первоначального научного направления послужила необходимость постановки развития новой специализации кафедры «Специализированный подвижной состав», возникшей по инициативе ректора МАДИ Л.Л. Афанасьева в 1976 году, руководство которой было поручено Я.Е. Фаробину. Как известно, специализация автотранспортных средств является одним из мероприятий повышения их эффективности, поэтому постановка этой специализации и явилась началом разработки проблемы эффективности и качества автотранспортных средств.
Результаты проведенных научных работ и исследований позволили обеспечить эту специализацию обоснованным учебным планом и всеми необходимыми учебными пособиями, написанными представителями школы.
По этой специализации, начиная с 1977 года и по настоящее время, кафедра ежегодно выпускает соответствующих специалистов. К наиболее значительным трудам, относящимся к этому направлению, помимо статей и учебных пособий, изданных в МАДИ, относятся: «Теория движения специализированного подвижного состава», издан в Воронежском университете в 1981 г., авторы Я.Е. Фаробин, В.А. Овчаров, В.А. Кравцева, «Оценка эксплуатационных свойств автопоездов для междугородных перевозок», авторы Я.Е. Фаробин, В.С. Шупляков (М.: Транспорт, 1983).
Наиболее значительным научным направлением, решенным в теоретическом отношении, явилась разработка важной практической прикладной проблемы – возможности и целесообразности использования трех- и четырехзвенных автопоездов в нашей стране.
Возникшая по инициативе снизу (на уровне автопредприятий и отдельных энтузиастов-водителей) эксплуатация трехзвенных автопоездов комплектацией из существующих автомобилей-тягачей и обычного прицепного состава путем простой сцепки звеньев не привела в должному эффекту и фактически дискредитировала себя. В то же время было известно, что в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах успешно применяются трех- и четырехзвенные автопоезда общей массой 100 и более тонн.
По инициативе МАДИ (в лице школы Я.Е. Фаробина), поддержанного Главмосавтотрансом, при участии НАМИ, центрального автополигона, ГАИ, и особенно с помощью МАЗа, была проведена большая научно-исследовательская и проектная работа, включавшая значительную экспериментальную часть. Теоретическим достижением этой работы явилось создание теории движения трехзвенных автопоездов и на ее основе разработка необходимых мероприятий и условий, обеспечивающих рациональность применения этой идеи.
В книге «Трехзвенные автопоезда» (Я.Е. Фаробин, А.М. Якобашвили, А.М. Иванов, В.С. Олитский, Ю.А. Самойленко Под общей ред. Я.Е. Фаробина. – М.: Машиностроение, 1993. -224 с.) впервые в стране решены все необходимые вопросы для успешной реализации этой проблемы.
Последние разработки школы относятся к повышению конструктивной эффективности автомобильного транспорта в конкретных условиях эксплуатации (дорожных, транспортных, природно-климатических, экономических). Этой проблеме посвящена докторская диссертация А.М. Иванова, успешно защищенная в марте 1996 года.
Актуальное на сайте:
Составление технологической карты
Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты. На основании этих технологических карт определяется объем работ по техническим ...
Определение числа технических воздействий на автомобиль, группу автомобилей
и весь парк за год
Годовой пробег группы автомобилей j–ой модели определяется по формуле:
, (2.9)
где – число дней работы автомобиля на линии в год.
Для 1ой группы:
км.
Для остальных групп результаты расчета приведены в таблице 2.6.
Число технических ...
Определение контингента монтеров пути для текущего содержания
приемо–отправочных и прочих станционных путей
Норма расхода рабочей силы по текущему содержанию приемо-отправочных и прочих станционных путей определяется по таблице №2 в приложении №1 к приказу 8Ц. Эти нормы определяются по зависимости от типа рельсов и материала шпал. Рельсы типа Р ...